Драпалюк (Фризон) Ирина Викторовна Родилась 10 июля 1955 года в посёлке Дебин Ягоднинского района Магаданской области. Сестра, Фризон Татьяна Викторовна – отличник народного просвещения, Почетный работник образования города Магадана, ветеран труда, директор гимназии № 30 г. Магадана. Родилась 21 сентября 1956 года в Ягоднинском районе Магаданской области. Выросли в посёлке Пятилетка Ягоднинского района. Родители более 30 лет проработали в горнодобывающей промышленности. Они принимали активное участие в жизни дочерей, проводили школьные праздники, вели кружки. Уделяли большое внимание развитию и образованию своих детей, привили им стремление к знаниям, развили любовь к литературе, искусству. Семья много путешествовала по стране. Сёстры окончили Спорнинскую среднюю школу, учителя которой сумели привить им любовь к русскому языку и математике. Именно там появилась мечта стать педагогами. В 1973 году девушки поступили в Магаданский государственный педагогический институт, Ирина Викторовна – на физико-математический, а Татьяна Викторовна на филологический факультеты. Студенческая жизнь не ограничивалась только учёбой, сёстры активно участвовали в общественной работе, художественной самодеятельности. Вопрос о том, идти или не идти работать в школу, не стоял. Ирина Викторовна, окончив в 1978 году МГПИ по специальности учитель математики и физики, пришла работать в 21-ю школу города Магадана. Здесь она проходила практику в студенческие годы. В школе работали творческие, преданные своему делу люди. Многому научилась Ирина Викторовна у Зои Игнатьевны Сизовой, Юрия Фёдоровича Козлова, требовательного мудрого руководителя школы Инны Владимировны Николаевой. Пройдя путь от учителя до организатора внеклассной и внешкольной работы, заместителя директора, в 1992 году Ирина Викторовна становится директором школы. Педагогический стаж — 45 лет. В трудовой книжке одна запись. Ирина Викторовна – настоящий профессионал своего дела. Глубокие знания педагогики, психологии, большой опыт административной работы позволяют ей умело руководить школой, принимать правильные решения. Татьяна Викторовна после окончания института работала в школе-интернате № 12 сначала воспитателем, затем учителем русского языка. Её коллегами были Иван Игоревич Мукогоренко, Раиса Ивановна Новикова, Владимир Петрович Печёный. В 1987 году Татьяна Викторовна переходит работать в среднюю школу № 7 учителем русского языка и литературы. В 1988 году открывается новая школа № 30, и часть учителей во главе с творческим, инициативным директором Людмилой Филипповной Цветковой уходит в школу-новостройку. Среди них и Татьяна Викторовна. С 1993 года она заместитель директора по учебно-воспитательной работе. С 2012 – и. о. директора, с 2014 – директор гимназии № 30. Она профессионально решает вопросы управления школой, основываясь на принципе личностно-ориентированного подхода, активного применения современных образовательных и здоровьесберегающих технологий. Во многом благодаря ее заслугам гимназия является одной из самых успешных в городе и внесена в реестр «Лучших школ России». А директор гимназии Фризон Татьяна Викторовна награждена знаком «Директор года – 2014». По итогам 2021 года она стала лауреатом премии органов местного самоуправления города Магадана «Человек года» в номинации «За достижения в сфере образования». Внесена в Федеральный электронный Реестр «Доска почета России». Ирина Викторовна и Татьяна Викторовна уверены, что нет прекрасней профессии педагога, ведь именно эта профессия дарит чувство гордости за своих учеников и коллег, радость от педагогических успехов. В школе каждый день не похож на предыдущий, здесь каждый миг – это поиск нового и интересного. Список литературы: Благова, В. Призвание – педагог / В. Благова // Вечерний Магадан. – 2014. – 9 октября (№ 41). – С. 3. Ионов, Н. «25 лет вместе» : [31 января свой день рождения отметила гимназия № 30] / Никита Ионов // Вечерний Магадан. — 2014. — 13 февраля (№ 7). — С. 5. Педагогическая династия Фризон –Драпалюк // Образование в Магаданской области / главный редактор Т. А. Исаева. – Магадан, 2008. – Вып. 1(6). – С. 92-93. Человек года. Лауреаты премии органов местного самоуправления города Магадана
«Человек года». – Текст: электронный // Мэрия города Магадана. – URL: https://magadan.49gov.ru/city/pride/person_year/.
Трубченко Сергей Семенович Сергей Семёнович Трубченко родился в 1910 году в глухой сибирской деревушке в многодетной крестьянской семье. У отца было три класса образования, у матери – ни одного. А сыну очень хотелось учиться. Но он пошел в школу поздно, с десяти лет, потому что отец вернулся с Первой мировой войны инвалидом. Сергей, как старший сын, пошёл на заработки. Работал подпаском, пастухом, грузчиком и мечтал быть учителем. Закончил школу крестьянской молодежи, педучилище и педагогический институт в Ростове-на-Дону. Его направили и Туапсе, он начал преподавать русский язык и литературу в средней школе № 7. Организовал литературный кружок, о котором заговорили в городе, был пропагандистом, агитатором, секретарём комсомольской организации. Его приняли кандидатом в члены партии. Но когда Валентина Хетагурова бросила клич: «Девушки, на Дальний Восток!», он подумал, что парни там тоже нужны и попросил дать ему комсомольскую путёвку. Теплое Черное море он поменял на холодное Охотское и никогда об этом не жалел. Сергей Семёнович приехал на Колыму в конце тридцатых годов по комсомольской путевке на пароходе «Джурма» .С 1938 года он работал в Ольской школе педагогом, завучем, директором, а перед войной стал старшим инспектором Колымского отдела народного образования. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. На стороне фашистской Германии выступила и милитаристская Япония. Дальний Восток находился в постоянной опасности. В июле 1941 года на базе 499–го стрелкового полка в Магадане Они строили на побережье оборонительные сооружения, учились отражать морской десант. Обстановка была тревожная, и вчерашние школьники усердно овладевали военной наукой. Учебные тревоги по ночам, изнурительные марш-броски выматывали силы. Но когда выдавалась свободная минутка, молодой командир Сергей Трубченко читал им Пушкина. Учеба закончилась. Наконец поступил долгожданный приказ: готовиться к отправке. Под Сталинградом шли тогда тяжёлые бои, и каждый думал, что их отправят туда. Но они высадились на Северном Сахалине, около села Арково. Снова копали окопы, строили блиндажи. Радовались, когда пришла весть о победе над Германией. А скоро Сахалин стал передним краем Второго дальневосточного фронта. Трубченко назначили помощником начальника штаба четвёртого отдельного батальона. А перед наступлением вдруг заболел начальник штаба, и Трубченко заменил его. Бои на Сахалине носили скоротечный, но ожесточённый характер. Японцы упорно сопротивлялись. Батальон наступал по правой стороне Поронайской долины. Пехоту поддерживали танки и артиллерия. Но впереди было топкое болото. Красноармейцы разобрали брошенные дома и вымостили брёвнами дорогу. Техника двинулась вперёд. Но японцы стали обходить штаб с тыла. Сергей Семёнович сам повёл в бой роту автоматчиков. Когда противник начал спускаться с сопок, его встретил дружный огонь. Бой выиграли без потерь. За него Трубченко наградили орденом Красной Звезды. Старшему лейтенанту Трубченко за отличные боевые действия в боях с японцами в южной половине острова Сахалин генералиссимус Сталин в приказе № 372 от 23 августа 1945 года объявил благодарность. Сохранился и дневник, который вёл офицер на фронте. Вторая особая стрелковая бригада в составе 16-й армии участвовала и в освобождении Курил. Все участники операции были награждены медалями «За победу над Японией». Сергей Семёнович демобилизовался осенью 1946 года, вернулся в Магадан. Работал старшим инспектором Колымского окроно. Трубченко обладал большими организаторскими способностями, поэтому ему доверяли высокие посты – заведующего гороно, заведующего облоно. Он основатель и первый директор Магаданского института усовершенствования учителей. И все же его всегда тянуло в школу, в класс. В 1961-1962 гг. был директором школы № 1. Под его руководством она стала лучшей в городе. Ему были присвоены звания «Отличник народного В 1967 году он покинул Магадан. Романова Тамара Константиновна Когда началась война, Тамаре Константиновне было 13 лет. Перед тем как уйти на фронт, отец отправил их с матерью из Орла в посёлок Долгое (Орловская область) к родственникам, где они пережили оккупацию. Весной 1943 года всех жителей посёлка фашисты согнали на ближайшую железнодорожную станцию, погрузили в товарные поезда и отправили на запад. В местечке Заславль Минской области поезд отбили белорусские партизаны и отправили по деревням всех, кто ехал в этих эшелонах. Местные жители приняли беженцев к себе в дома. В деревне Лошаны, где они оказались с мамой, Тамара познакомилась с партизанами и попала в партизанский отряд имени Пономаренко в бригаду «Штурмовая». Девушка стала отличным бойцом, никаких скидок на возраст и слабый пол не давали, хотя в отряде она была самой младшей. Стояла в карауле, справлялась с суровыми бытовыми условиями, участвовала в реальных боевых действиях. Через Белоруссию на восток постоянно шли вагоны с вооружением и солдатами, партизаны минировали железнодорожные пути, не пропускали вражеские составы с техникой. Когда освободили Минск, партизанский отряд расформировали. Мужчин отправили на фронт, а стариков, женщин и детей — по домам. Вернулась в родной Орел Тамара Романова в октябре 1944-го. За партизанскую службу её наградили орденом Отечественной войны, медалью «За боевые заслуги» и медалью «За Победу над Германией». Закончила школу, педучилище и педагогический институт в 1959 году. (географический факультет). После войны Тамара Константиновна посвятила свою жизнь воспитанию детей и преподавательской деятельности. Сначала работала учителем, а затем директором школы в Орле в течение пяти лет. В 1970 году Тамара Романова вместе с дочерью переехала в Магаданскую область. С августа 1970 года работала директором Тенькинской школы-интерната, с июля 1972 года – директором Усть-Омчугской средней школы. Спустя пять лет перебралась в Магадан, где возглавила магаданскую школу-интернат. За долгую преподавательскую и директорскую работу Тамаре Константиновне присвоено два звания: «Отличник народного просвещения РСФСР» и «Отличник народного просвещения СССР». В 1980 году Тамара Константиновна из-за ухудшающегося здоровья вернулась в Орёл. А в 2017 году она снова приехала в Магадан к дочери, внукам и правнукам. В начале сентября 2023 года ветерану Великой Отечественной войны исполнилось 96 лет. Тамару Константиновну поздравил мэр Магадана Юрий Гришан. В день рождения глава города вручил ей памятные адрес и подарок, поблагодарил за трудовые подвиги.. Список литературы: И ушли за солдатом солдат : о колымских педагогах и учениках, кто уже не придет никогда, помните! // Магаданская правда. — 2018. — 4 мая (№ 33). — С. 12-13 : фот. Образцов, В. В. Первые призывники Колымы : [история 61-го Нагаево-Магаданского морпогранотряда НКВД СССР (1924-1945 гг.), призывники Колымы — местные жители, выпускники школ] / Василий Образцов // Вечерний Магадан. — 2021. — 29 июля (№ 30). — С. 20-21 : фот. Партизанка Тамара Романова : …была самой младшей в белорусском отряде имени Пономаренко / подготовила Марина Праскова // Магаданская правда. — 2020. — 8 мая (№ 34). — С. 10 : портр. Перов, И. На Колыме живут три ветерана, воевавших в Великой Отечественной : [губернатор Сергей Носов лично поздравил Т. К. Романову, А. П. Смицкого и А. А. Погажельского с Днем Победы : из высказываний главы региона] / Иван Перов // Магаданская правда. — 2022. — 13 мая (№ 18). — С. 3 : фот Смолина, Т. П. Сергей Семёнович Трубченко / Тамара Смолина // Магаданский комсомолец. – 1986. – 21 июня. Я живу там, где рвутся снаряды, где идет за страну жаркий бой» : о фронтовых подвигах земляков / подготовил Евгений Сычев // Колымские просторы. — Магадан, 2020. — № 27. — С. 11-18 : фот.
С Колымы на фронт не брали, и все же очень настойчивые добивались…. Трубченко собирался в свой первый колымский отпуск, взял билет на пароход, но узнав о начале войны, сдал его и явился райвоенкомат. Он доказывал, что ему, лейтенанту запаса, место там, где воюют. Он связист, закончил годичные армейские курсы.
формировалась вторая отдельная стрелковая бригада. Командиром роты связи в неё попал Трубченко. Среди его бойцов были выпускники школ из Олы, Гадли, Армани, Тауйска, Магадана, русские, украинцы, эвены, камчадалы.
просвещения», «Заслуженный учитель школы РСФСР.
Борисов Панкратий Иович (1911-1991) Панкратий Иович Борисов — учитель, советский работник, краевед, почётный гражданин посёлка Сеймчан Среднеканского муниципального округа Магаданской области, почётный гражданин Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия). Родился 14 июля 1911 года. Как в любой крестьянской семье, его трудовая жизнь началась рано: «Семи лет, — вспоминал он, — начал боронить, в 10 ездил в лес за дровами, чистил хлев, в 12 научился пахать плугом, косить, сгребать, копнить сено, заготавливал дрова, мог сесть верхом на любую необученную лошадь». В 1930-м году, в 18 лет, закончил школу второй ступени с педагогическим уклоном, которая давала право выпускникам работать учителями начальных классов. На распределении (а занимался этим сам нарком просвещения Якутии) ему на выбор предложили три места: Сибирь, Якутию и Колыму. Панкратий, знавший якутский язык, решил ехать на Колыму – приобщать малые народности Севера к новой жизни и современной культуре. Прибыв в Олу, Борисов встретился с Яном Круминым, уполномоченным ЦИК Якутии, который приехал для организации Сеймчанского района. Эта встреча решила судьбу молодого учителя. Поздней осенью 1930 года, уже через снега в лютые колымские морозы 38 дней добирались они до Среднекана. Все было: и падеж лошадей, и купание в прорубях, и обморожения, и голод… 21 ноября 1930 года Крумин провёл совещание по организации района, на котором Борисов был избран секретарём оргкомитета. После совещания все разъехались для проведения выборов, и Панкратий Иванович прибыл в Сеймчанскую долину. Первым делом Борисов сделал перепись населения. Всего оказалось 121 человек. 14 декабря 1930 года состоялось первое собрание, на котором было решено открыть школу. И Панкратий Иович сразу принялся за её организацию. Не было учебников, бумаги, перьев, чернил, карандашей. Но уже 1 декабря состоялся первый урок. Его ученики сидели на распиленных вдоль лиственницах, писали лебедиными перьями, а вместо чернил использовали голубичный сок. На всех был один букварь. Борисов был не только учителем, но и проводником нового образа жизни. Он организовал в Сеймчане товарищество «Кыым» («Искра»), которое положило начало развитию сельского хозяйства в районе. Пионерский отряд под его руководством обустроил первый в Сеймчане общественный огород. Учебный год Борисов закончил 19 мая 1931 года. К этому времени ребята умели читать и писать, знали русский язык. Сделав первый выпуск, получил задание открыть школу юкагиров в селе Нелемном, где и проработал 14 лет. За это в 1936 году на первом учительском съезде в Магадане был награждён именными золотыми часами. В 1948-1951 годах работал председателем райисполкома. После окончания в 1953 году Хабаровской краевой партийной школы и до 1981 года последовательно занимал должности заведующего отделом пропаганды и агитации Среднеканского райкома КПСС, начальника райплана, председателя Северо-Эвенского и Омсукчанского райисполкомов, заместителя председателя Среднеканского райисполкома, председателя поссовета поселка Сеймчан, инструктора райисполкома. 21 апреля 1983 года в Сеймчане был открыт краеведческий музей. Панкратий Иович стал инициатором его создания и первым директором на общественных началах. Музей стал одним из лучших в Магаданской области. В нём есть экспозиция, посвященная Борисову, а на центральной площади Сеймчана, носящей имя Панкратия Иовича Борисова, в его честь воздвигнут обелиск. Награждён орденом «Знак Почета», медалями. Умер в 1991 году. Список литературы: Горбунов, М. Сельский учитель // Строкою в летопись страны. –Магадан, 1987. – С. 102-112. Легенда Сеймчана и Нижнеколымского улуса : [об учителе, партийном и советском работнике, краеведе, почетном гражданине п. Сеймчан Панкратии Борисове : к 110-летию со дня рождения] / подготовила Марина Праскова // Магаданская правда. — 2021. — 25 июня (№ 24). — С. 17 : фот. Рыжов, С. Лебединые перья // Новая Колыма. Вести [Сеймчан]. – 2016. – 12 августа (№ 36). – С. 4, 9 : портр. 110 лет со дня рождения Борисова Панкратия Иовича : [краткие биографические сведения : 110 лет со дня рождения // Календарь дат и событий по Магаданской области на 2021 год / Магаданская областная универсальная научная библиотека имени А. С. Пушкина ; составители Н. О. Старикова, С. И. Симонова. — Магадан, 2020. — С. 77-78.
Хорошилова Галина Васильевна Галина Васильевна – единственный педагог Магаданской области, удостоенный звания «Народный учитель СССР», отличник народного просвещения РСФСР, почётный гражданин города Магадана, почётный работник образования Магаданской области, лауреат премии имени Н. К. Крупской, ветеран труда. Родилась 14 декабря 1940 года. В годы Великой Отечественной войны ребёнком пережила ленинградскую блокаду. Вопрос выбора профессии у Галины, по её признанию, не стоял: ещё в детских дворовых играх у неё проявились незаурядные организаторские способности. С определением предмета было сложнее. Сначала она мечтала о математике, которая давалась очень легко. И всё же выбор пал на химию. После школы, не поступив с первой попытки в институт (подвёл иностранный язык), проработала один год лаборантом на химическом факультете Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена и, заработав трудовой стаж, естественно продолжила своё образование в знакомом ей вузе. Добросовестную студентку заметили на факультете, предлагали продолжить обучение в аспирантуре, но это было время «шестидесятников», когда молодёжь, ободрённая «оттепелью», надеялась на демократизацию страны, когда был ещё силён романтический поиск трудностей где-то на севере, потому что там можно было принести своим трудом реальную пользу. И она выбрала Магадан, куда приехала в 1964 году. В первую школу молодая учительница попала случайно. Её с парнем-однокурсником распределили в Уэлен. Однако директор уэленской средней школы отказался от молодых педагогов: ему нужны были учителя химии и биологии, а не просто химики. Начались метания по магаданским школам в поисках работы. Случай привел Галину в первую школу, где химик находился в длительном отпуске. Устроиться неопытному выпускнику вуза в лучшую школу города было нереально. Но Галину взяли, временно. В её трудовой книжке одна запись – принята на работу в среднюю школу № 1 учителем химии. В 1965 году в школе по инициативе учащихся, увлечённых химией, под руководством молодого педагога образовалось ученическое химическое общество (УХО), члены которого традиционно становились победителями олимпиад по химии самого разного уровня, включая российский. В 1976 году Галина Васильевна была удостоена почётного звания «Заслуженный учитель школы РСФСР», а в 1980 получила звание народного учителя СССР. В 1995 и 1999 гг. она становилась лауреатом конкурса «Соровский учитель», а в 2006-м получила диплом и денежное вознаграждение, став одним из победителей конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование». 17 мая 2009 г. Магаданская городская Дума за многолетний, плодотворный и добросовестный труд, значительный вклад в развитие образования в городе Магадане присвоила Г. В. Хорошиловой, учителю химии муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей № 1 имени Н. К. Крупской», звание «Почётный гражданин города Магадана». Около 200 её учащихся связали свою дальнейшую жизнь с химией. Отдав городу, магаданцам и первой школе 45 лет жизни и большую часть души, Галина Васильевна в 2009 г. уехала в Ленинградскую область. Список литературы: Первая во всем : Лицей № 1 имени Н. К. Крупской — правопреемник Первой Магаданской — старейшей школы в регионе // Вечерний Магадан. — 2017. — 7 апреля: юбилейный выпуск. — С. 7 : фот. — Из содерж.: Только факты. Райзман, Д. С. Легенда Магадана : Магаданской средней школе № 1 — семьдесят лет: [об истории образования, педагогическом и ученическом коллективе школы, нынешних достижениях лицея № 1] / Давид Райзман // Колымский РегиоN [Магадан]. — 2007. — 12-18 апреля (№15). — С. 8 : фот. Савицкая, А. Любимый учитель магаданцев — Почетный житель города! : [звание «Почетный гражданин города Магадана» присвоено учителю лицея № 1 Г. Хорошиловой] / А. Савицкая // Комсомольская правда. — 2007. — 24-31 мая. — (Комсомольская правда в Магадане. — С. 1 : фот.). Хорошилова Галина Васильевна : [краткие биографические сведения : 80 лет] // Календарь дат и событий по Магаданской области на 2020 год / Магаданская областная универсальная научная библиотека имени А. С. Пушкина ; составитель С. И. Симонова. — Магадан, 2019. — С. 89.
Шайтанова Любовь Михайловна Любовь Михайловна Шайтанова родилась в 1938 году в Амурской области в семье военнослужащего. В 1955 году окончила с серебряной медалью железнодорожную среднюю школу № 64 посёлка Бурея, а в 1960 году – историко-филологический факультет Хабаровского государственного педагогического института. После окончания они с мужем распределились в Охотск, где Любовь Михайловна работала учителем русского языка, литературы и истории. Затем работала в Николаевске-на-Амуре Хабаровского края в средних школах и в вечернем судостроительном техникуме. В 1967 году вместе с семьёй приехала в Магадан и была направлена гороно в среднюю школу № 18, где проработала 12 лет (1 год учителем, 2 года организатором внеклассной и внешкольной работы, 9 лет директором школы). С 1979 по 1992 гг. работала директором средней школы № 1 г. Магадана. Вошла в историю первой как талантливый педагог-методист, умеющий создать атмосферу поиска и увлечённости, не боящийся брать на себя ответственность за выбор непроверенных, непроторённых путей. При ней возобновил работу большой совет, активно работал родительский комитет, родительские лектории и конференции. С её именем связано создание музея школы, присвоение школе имени Н. К. Крупской, апробирование 12-го экспериментального варианта учебного плана и классов обучения с шести лет, создание классов с углублённым изучением отдельных предметов. В 1989 году Любовь Михайловна способствовала развитию первой программы по обмену студентами между Магаданом и Аляской. Она руководила первой группой русских учителей и студентов, посетившей школы полуострова Кенай, школьного округа Аляски. С 1994 по 2002 годы была заведующей школьным отделом Управления образования администрации г. Магадана и в нескольких должностях государственного служащего Департамента образования Магаданской области – консультанта, главного и ведущего специалиста, и. о. начальника отдела школ и инспектирования. Более двух лет (2002-2004) Любовь Михайловна возглавляла Магаданский областной институт повышения квалификации педагогических кадров. Всегда была активна в общественной жизни: 7 лет была членом обкома КПСС, в 1980 году на областной партийной конференции была избрана делегатом XXVI съезда КПСС, несколько лет являлась членом обкома профсоюза работников образования и науки, была членом Координационного совета при Избирательной комиссии Магаданской области, членом Совета по образованию при мэрии г. Магадана. Труд Любовь Михайловны отмечен государственными наградами: 2 медали и звание «Заслуженный учитель школы РФ», награждена знаком ЦК ВЛКСМ за активную работу в комсомоле, она отличник народного просвещения, ветеран труда РФ и Магаданской области. Умерла 3 июля 2018 года, похоронена в Магадане. Список литературы: Кочкина, В. Директор школы : памяти легендарной Любови Шайтановой / Вера Кочкина // Магаданская правда. — 2018. — 13 июля (№ 52). — С. 17 : фот. Любовь Михайловна Шайтанова // Кто есть кто в Магаданской области = Who is who in the Magadan Region : [книга-фотоальбом / главный редактор П. Ю. Жданов]. – Магадан, 2010. — [Ч. 1]. – С. 68-69: портр. Рокхилл, Л. Как дети растопили лёд холодной войны : воспоминания профессора Кембриджского университета, почётного профессора Международного педагогического университета Лэрри Рокхилла, который в конце 1980-х годов первым установил дружеские связи с учителями и школьниками Магадана и Магаданской области / Л. Рокхилл // Вечерний Магадан. — 2016. — 28 июля-4 августа (№ 30). — С. 6-7 : фот.
Шмонина Татьяна Николаевна Татьяна Николаевна Шмонина — отличник народного образования, почётный работник образования Магаданской области, заслуженный учитель школ Российской Федерации. Родилась в 1952 году в Приморском крае. Ещё со школьной скамьи решила: будет учительницей. В Магадан приехала в 1979 году молодым специалистом после окончания Дальневосточного государственного университета вместе с мужем, переведённым в Магаданскую область. Здесь ей на выбор предложили три школы. Побывала в каждой, но сердце отозвалось именно на особый климат тогдашней № 17-й. Оказалось: навсегда. Её директорский стаж начался в 1986 году. Советский Союз входил в последнее пятилетия своего существования, реформенные преобразования набирали обороты, и важно было увидеть и услышать вызовы времени и уметь на них ответить. Движение к открытому обществу требовало более высокого уровня владения иностранными языками (прежде всего английским), необходимость углублённого изучения привела к созданию специализированного образовательного учреждения. Инициатива директора17-й позволила родиться английской гимназии. Под её руководством гимназия была признана «Школой XX века», «Школой XXI века», «Школой высшей категории», в 2006 году в результате конкурсного отбора в рамках национального проекта «Образование» получила 1 млн рублей для поддержки инновационных образовательных проектов. Татьяна Николаевна активно занималась общественной деятельностью, была первым председателем Магаданского женсовета, по представлению Комитета советских женщин избиралась народным депутатом Верховного Совета СССР. С 2007 года возглавляла региональную общественную организацию женщин Магаданской области «Содружество женщин Колымы». В 2012 году названа «Человеком года», в том же году стала доверенным лицом Президента РФ В. В. Путина, имеет почётный знак «За заслуги перед городом Магаданом». В конце 2021 года покинула Магадан и уехала во Владивосток. Список литературы: Гоголева, Е. М. Талант отдавать сердце семье и школе : [о директоре Английской гимназии г. Магадана Т. Н. Шмониной] / Елена Гоголева // Магаданская правда. — 2014. — 7 февр. (№ 9). — С. 7 : фот. Лепёшкина, Л. Дом волшебных превращений : [об Английской гимназии] / Л. Лепёшкина // Магаданская правда. — 2016. — 5 февраля. — С. 11 : фот. Леухина, З. Создана областная общественная организация женщин [под председательством Т. Шмониной : в т.ч. о собраниях женщин, предшествовавших этому, о членах организации] / Зоя. Леухина // Колымский тракт [Магадан]. — 2007. — 31 января (№5). — С. 3 : фот. Птюшина, Е. Гимназия — дом и судьба : [о директоре Английской гимназии г. Магадана Т. Н. Шмониной] / Елена Птюшина // Магаданская правда. — 2017. — 10 февр. (№ 10). — С. 8 : фот. Шмонина, Т. Н. Татьяна Шмонина: «Желаю быть счастливыми!» : [о себе, гимназии № 17 г. Магадана и изменениях в её статусе в 1990-е гг., участии в работе женской организации (в 1980-е гг. и в наше время) рассказывает директор гимназии / беседовала Т. Иванова] // Магаданская правда в пятницу. — 2007. — 8 марта. — С. 11 : портр.
Сизова Зоя Игнатьевна (1920-1995) Зоя Игнатьевна Сизова – заслуженный учитель РСФСР. Награждена значком «Отличник просвещения», ветеран труда. Первая пионерка Олы, одна из самых активных комсомолок Магадана. Родилась в посёлке Ола Магаданской области в далёком 1920 году в семье учителя Игнатия Афанасьевича Варрена и фельдшера Капитолины Васильевны Варрен. Родители Зои были первыми просветителями на Колыме. Мама – выпускница Смольного института благородных девиц, была сослана на Колыму в 1913 году царским режимом за революционную деятельность. Отец приехал на Колыму из Петропавловска-Камчатского в 1914 году. Игнатий Афанасьевич открыл в посёлке Ола начальную школу, учил местных ребятишек читать и писать. Дело Игнатия Варрена продолжили дочери Зоя и Муза, ставшие педагогами. Зоя Игнатьевна – выпускница второго выпуска магаданской школы № 1. После её окончания Зоя Варрен поступила на филологический факультет Ленинградского института народов Севера имени А. И. Герцена. В 1942 году весь факультет вывезли из Ленинграда сначала в Тобольск, а потом в Омск. Заканчивала учёбу в 1944 году в Омском педагогическом институте имени А. М. Горького, факультет русского языка и литературы. В 1944 году вернулась в Магадан, поступила на работу учителем русского языка и литературы в свою родную первую школу и проработала в ней до 1956 года. Работала в магаданских школах №№ 1, 2, директором областной заочной школы, инспектором школ гороно и облоно, заместителем директора и директором школы рабочей молодёжи -4. В 1971 году Зоя Игнатьевна, как опытный педагог, была направлена в новую школу № 21, открывшуюся в микрорайоне Нагаево. В ней проработала учителем русского языка и литературы с 1971 по 1991 годы. Коллеги учились у Зои Игнатьевны творческому отношению к своему делу, ответственности, любви к ученикам, и каждый мечтал попасть на её урок – увлекательный, интересный, необычный. Зоя Игнатьевна бесконечно любила свой родной край, прививала ученикам любовь к малой Родине. Организовала занятия кружка «Золотинка», который с удовольствием посещали ученики школы. Дочь Зои Игнатьевна Наталья Соловьёва тоже работала учителем, только в Тальском детском доме, стала отличником просвещения, но увлеклась журналистикой и много лет работала на Магаданской студии телевидения, став профессиональным телережиссёром. Список литературы: Первой школе Магадана — 85! : [об истории школы выпускниках и педагогах] // Вечерний Магадан. — 2022. — 31 марта (№ 13). — С. 14-15 : фот. Первый легендарный : [о судьбе учителя первого Ольского туземного приходского начального. училища И. А. Варрена : из воспоминаний бывшего ученика И.А. Варрена, почётного гражданина г. Магадана А.А. Кочерова] / подготовила И. Нефедова // Магаданская правда. — 2013. — 12 июля. — С. 15 : фот. Сизова, З. И. Молодость отцов : [о народном учителе, секретаре первого Ольского ревкома И. А. Варрене] / З. И. Сизова // Время. События. Люди : 1917-1927. — Магадан, 1967. — С. 142-175 : фот. Чудаков, С. Лучшая женщина в мире : [о заслуженном учителе школы РСФСР, преподавателе средней школы № 21 З. И. Сизовой (Варрен), дочери народного учителя, организатора первой избы-читальни в поселке Ола И. А. Варрена] / С. Чудаков // Магаданская правда. — 1979. — 14 июля : портр.
Головин Олег Сергеевич (1937-2015) Олег Сергеевич Головин — учитель-методист, отличник просвещения, турист и краевед, пропагандист знаний о крае. Родился 15 января 1937 года в деревне Теляжье Орловской области в семье учителя и директора школы. Окончив ПТУ, работал на Луганском пищекомбинате кондитерских изделий слесарем-наладчиком аппаратуры. Отслужив в армии в войсках ВДВ, вернулся в Луганск. Только поступил в Московский педагогический институт на факультет географии, как тяжело заболела мать. Перевелся на заочное отделение и возвратился в родную деревню. Закончил заочное отделение Московского педагогического института, одновременно работая учителем географии с 1960 года. После смерти матери семья переехала в Тулу. Там Головин проработал недолго и уехал на Колыму. Приехал в Магаданскую область в 1967 году. Сначала недолго работал в районном отделе образования Сусумана. Но его всегда тянуло в школу. Работая в Берелёхской средней школе (Сусуманский район), активно использовал материалы об области, прививал учащимся навыки сбора краеведческого материала, неоднократно руководил походами отрядов юных краеведов, в том числе по маршрутам геологов-первопроходцев Х. Калугина, К. Шахварстовой, Б. Вронского, З. Арабей, стал инициатором организации в школе комплексного краеведческого музея, где были представлены собранные в походах материалы. Сотням учеников привил любовь к родной земле. Его воспитанники были участниками Всероссийского слёта школьных музеев в Куйбышеве (1976 год), не один раз занимали призовые места в областных соревнованиях юных туристов и краеведов, выезжали в маршруты по Поволжью, Сибири и Дальнему Востоку. Ту же работу продолжил на Чукотке, где более 10 лет работал учителем географии и заместителем директора школы-интерната по учебно-воспитательной работе в посёлке Марково Анадырского района. О. С. Головин проводил школьные и районные соревнования по туризму и краеведению, оказывал методическую помощь другим учителям. Педагог возглавил неафишируемое движение среди населения посёлка за сохранение истории Марково, её изучение и осмысление. В библиотеке его стараниями стали вести летопись посёлка. В 1996 году приехал в Магадан, работал в школах №№ 1, 2, 24. Опыт работы отразился в сборнике статей «Изучай свой край» (1973), где он рассказал о практике деятельности школьного музея. В 1978 г. вышло методическое пособие «Краеведение на уроках географии в 5–8-х классах : из опыта работы». Автор учебных фильмов «Рельеф Магаданской области», «Реки и озера Магаданской области», «Природный комплекс Магаданской области». Автор учебных пособий по географии Магаданской области: «География Магаданской области» (1983), «География Магаданской области. Природа» (2001, переизд. 2003), «География Магаданской области. Хозяйство» (2004), которые активно используются педагогами колымских школ. В 2008 г. магаданское издательство «Охотник» выпустило полноцветный вариант учебника. Одна из последних работ Олега Сергеевича – подготовка текстовых материалов к фотографиям альбома «Эта чудная планета» , посвященного 50-летию области. В Берелёхе его учеником был будущий магаданский художник Александр Шафранов. Он общался с учителем до последних дней его жизни, собираясь в кругу таких же влюблённых в Север людей. Досуг проводили на природе, сняли много фильмов о путешествиях, покорении горных вершин. Умер Олег Сергеевич в 2015 году. Александр Шафранов в знак уважения к учителю занялся оцифровкой отснятого богатейшего материала. В старинном Марково, как и в Берелёхе, хранят память об учителе Головине, а ещё она в сердцах сотен и сотен его учеников. Список литературы: Головин, О. С. Счастливый роман человека с природой : [о своей работе по созданию учебника по географии Магаданской области] /О. С. Головин ; вела Л. Алборова] // Северная надбавка [Магадан]. — 2005. — 13 июля (№ 28). — С. 7. Головин, О. С. Учитель, исследователь, путешественник : [о себе рассказывает заслуженный учитель России, автор нескольких книг по географии Северо-Востока] / О. С. Головин // Магаданская правда в пятницу. — 2004. — 30 апреля. — С. 10. Головин Олег Сергеевич : (к 80-летию со дня рождения) // Календарь дат и событий по Магаданской области на 2017 год / Магаданская областная универсальная научная библиотека имени А. С. Пушкин ; составитель С. И. Симонова. — Магадан, 2016. — С. 50-51. Колыму и Чукотку шагами измерил : 15 января исполнилось 85 лет со дня рождения Олега Головина, автора учебника по географии Магаданской области : [из воспоминаний его ученика художника Александра Шафранова] / подготовила Марина Праскова // Магаданская правда. — 2022. — 28 января (№ 3). — С. 18 : фот.
Нинель Андреевна Плахова (р. 1929) Более 63 лет трудилась на колымской земле почётный гражданин города Магадана, заслуженный учитель России, почётный работник образования Магаданской области, почётный работник физической культуры и спорта города Магадана Нинель Андреевна Плахова. Родилась на Алтае в 1929 году, в семье сельских учителей, выросла в Подмосковье. Особой страницей её жизни была Великая Отечественная война. Семья проживала тогда в посёлке Авиационном близ аэродрома имени Жуковского. Мама – Валентина Сергеевна Лобашенкова находилась на казарменном положении, работала в госпитале в Москве. Как и многие её сверстники Нинель собирала для фронта посылки, ходила в госпиталь, который находился рядом с аэродромом. Ухаживала за ранеными, писала под их диктовку письма, читала им газеты и книги. День Победы встретила под Москвой. В 7 утра дети уже находились на Красной площади. Ликовала вся Москва, вся страна. После войны семья переехала во Львов. Мечта поступить в Харьковский юридический не сбылась: Нинель заболела двусторонним воспалением легких. Через год, в 1948-м, поступила в институт физической культуры и спорта на педагогический факультет. Выбор этот был обусловлен тем, что из 13 институтов только в этом учебном заведении не требовалось знание украинского языка. Уже в студенческую пору проявила себя активной общественницей. По окончании института Нинель отказалась от лестного предложения остаться на кафедре теории физического воспитания. В числе восьми выпускников-неукраинцев вопрос по её распределению решал Всесоюзный комитет физкультуры и спорта. Тогда и встал выбор: Сибирь или Колыма. «Сумасшедная! Сама себя на Колыму ссылает!» -неистовствовал преподаватель института, куратор Нинель, когда узнал, что его любимая студентка выбрала Магадан. Таким было веление её сердца, и за 60 лет она ни на минуту о нём не пожалела. В Магадан Нинель Андреевна выехала 2 августа 1952 года. Сначала поездом, затем на пароходе «Феликс Дзержинский» из Находки по Охотскому морю. На пристань морского торгового порта в бухте Нагаева сошла 23 августа. В то время Колымский округ с центром в Магадане территориально входил в Хабаровский край. Нинель Андреевна стала работать старшим инспектором учебно-спортивного отдела Колымского комитета по физической культуре и спорту. После образования Магаданской области в декабре 1953 года окружной комитет был реорганизован в областной, в которой Н. А. Плахова проработала до 1961-го. Объездила с командировками всю трассу. Вскоре она возглавила магаданский Дворец спорта. Через некоторое время Нинель Андреевна стала руководителем городского комитета физической культуры и одновременно на общественных началах городского совета ДСО «Труд». Спорт в то время был неотъемлемой частью жизни горожан. В 1972 году Нинель Андреевна круто изменило свою «дорожную карту», перейдя из спорта в образование. Назначение на должность директора школы-интерната на 23 километре была уникальной возможностью для самореализации. Школа-интернат (в городе её называли «лесной» школой) для особых детей и детей-сирот была основана в 1957 году и располагалась в районе Орбиты. Здесь было своё большое хозяйство, включая жилые и рабочие корпуса, дизельную, водокачку со скважиной. Имелись лошади, свинарник. Работы было очень много, как хозяйственной, так и педагогической. И всем этим беспокойным хозяйством Нинель Андреевна с помощью супруга, учителя труда Валентина Николаевича Кононенко, руководила в течение пяти лет, пока для школы не было построено новое здание в областном центре. 5 ноября 1977 года школа, с тем же функциональным направлением, отметила новоселье. Школа № 19 (сегодня это Магаданский центр образования № 1) – для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности, задержку в развитии. В 1981 году Нинель Андреевна получила второе высшее образование, окончив дефектологический факультет Московского заочного педагогического института. За сорок лет руководства школой Нинель Андреевна сумела вывести школу в ранг инновационного, передового образовательного учреждения. 95 % её выпускников продолжают обучение по выбранным в школе специальностям в профтехучилищах, успешно занимаются в дальнейшем трудовой деятельностью. В 2014 году, в свои 85 лет, Нинель Плахова стала первым факелоносцем Паралимпийской эстафеты огня «Сочи-2014» в Магадане. Награждена орденом Почёта, знаком отличия «За заслуги перед городом Магаданом». В 2016 году уехала в Санкт-Петербург. У Нинель Андреевны большая дружная семья. Сын Андрей в Москве, дочь Елена — рядом с мамой. Достойными гражданами выросло пять внуков, подрастают правнуки. В 2022 году Нинель Андреевна прилетала в Магадан на празднование 65-летнего юбилея Магаданского центра образования № 1. Список литературы: Борщевская, И. Т. Нинель Плахова — ровесница Колымской столицы : глава региона поблагодарил Почетного гражданина Магадана, заслуженного учителя России Нинель Плахову за подвижничество и верность Колыме / Ирина Борщевская // Северная надбавка [Магадан]. — 2014. — 25 июня (№ 26). — С. 3. Василькова, В. По своему жизненному маршруту : [юбилей отмечает почетный гражданин г. Магадана, заслуженный учитель школы РСФСР, директор школы № 19 Нинель Плахова] / В. Василькова // Магаданская правда. — 2014. — 7 марта (№ 17). — С. 11. Гилева, А. Магаданской коррекционной школе 19 — 55 лет / А. Гилева // Вечерний Магадан. — 2012. — 25 октября (№43). — С. 25. Михайлов, О. Неутомимая Нинель Плахова : редакция «ВМ» поздравляет с праздником 8 Марта и наступающим днем рождения женщину — символ Магадана / О. Михайлов // Вечерний Магадан. — 2016. — 3-10 марта (№ 9). — С. 6 : фот. Плахова, Н. А. «С любимой школой не прощаюсь» : [Нинель Плахова уходит на заслуженный отдых] / Нинель Плахова ; подготовила Вера Диденко // Магаданская правда. — 2014. — 27 июня (№ 51). — С. 14. Александрова Е. Плахова Нинель Андреевна. – Текст : электронный // Моя родина – Магадан. – URL: https://www.kolymastory.ru/ (дата обращения: 23.03.2023).
Вера Ефимовна Гоголева (1926-2014) Заслуженный учитель школы РСФСР, почётный гражданин города Магадана, почётный работник образования Магаданской области. Родилась в Иркутской области в семье учителей. Отец, Ефим Иванович Романов, был репрессирован в 1938 г., умер в лагере на Колыме. Мать, Наталья Степановна Романова, умерла после ареста мужа в 1939 г. Такие дети попадали в детские дома, но маленькую Веру спасло то, что их со старшим братом перевезли в глухую деревню к дяде, тоже учителю. После окончания в 1943 году Иркутского педагогического училища работала учителем, а затем заведующей школой в селе Воробьёво Иркутской области. По комсомольскому призыву отправилась на Крайний Северо-Восток. 18 августа 1945 г. она в числе 2000 девушек прибыла в Магадан. В 1956 г. окончила исторический факультет Хабаровского педагогического института. 12 лет проработала в школе № 1 — учителем начальных классов, учителем истории, завучем. В 1958 г. она стала директором школы-интерната посёлка Оротукан Ягоднинского района. В 1963 г. была построена магаданская школа № 11, Вера Ефимовна стала её первым директором. Трудилась директором магаданской школы № 7. С 1969 г. руководила городским, областным отделами народного образования, Институтом усовершенствования учителей. В 1990 г. Вера Ефимовна стала инициатором создания и бессменным руководителем Северного гуманитарного лицея в г. Магадане – первого учреждения образования нового типа. За создание этого учебного заведения Вера Ефимовна вошла в энциклопедию «Лучшие люди России». Будучи учителем по призванию, всю свою жизнь посвятила педагогике. Её труд по достоинству оценен государством: кавалер орденов Трудового Красного знамени и Почета имеет множество почётных званий, знаков отличия общественного призвания. Самой дорогой для себя считала медаль имени Н. К. Крупской, которая вручалась за педагогические находки, за профессионализм. С 1995 года она – почётный гражданин города Магадана. Вера Ефимовна — глава известной и за пределами нашего региона педагогической династии. Все четверо её детей, трое внуков и три правнука родились в Магадане. Две дочери, внучка и внук работают в образовании, их общий педагогический стаж – 145 лет. А если учесть, что родилась она в семье учителей, то общий стаж всех родных рода Романовых – Гоголевых около 290 лет! В 2006 г. семья Гоголевых была удостоена диплома национальной премии общественного признания «Семья России» в номинации «Династия» – «за сохранение и укрепление института семьи в обществе». Муж Веры Ефимовны – Михаил Михайлович Гоголев (1919-1967) родился в селе Ола Магаданской области. Был учеником первого выпуска знаменитой Нагаевской культбазы, в первом выпуске Охотско-Колымского педагогического техникума в г. Магадане. Стал первым директором школы и инициатором открытия интерната для детей коренных малочисленных народов Севера в Усть-Омчуге. Позже работал в школах Оротукана и Магадана. Старшая дочь Веры Ефимовны — Гоголева Елена Михайловна родилась в 1946 г. Рано стала сочинять стихи, была одарена чувством слова, поэтому выбор филологии и учеба в Московском гуманитарном педагогическом институте стали закономерным началом ее биографии. В 1981 г. окончила аспирантуру Московского областного педагогического института имени Н. К. Крупской. В 1972–2016 гг. преподавала в Магаданском государственном педагогическом институте (ныне Северо-Восточный государственный университет), была деканом филологического факультета, профессором кафедры русского языка. Затем работала экспертом в информационном управлении мэрии г. Магадана, преподавала в Гимназии (английской) риторику, мировую художественную культуру, вела с гимназистами научную работу. Постоянная участница научных конференций, семинаров, традиционных Рождественских и Кирилло-Мефодиевских чтений. Активно занимается общественной работой. Автор стихотворных сборников «В сознании минутной силы» (2006), «И август на исходе…» (2016), публикаций в сборниках, периодической печати по вопросам чистоты русского языка, образовательной и культурной ситуации в регионе. Отличник просвещения РСФСР, почётный работник образования Магаданской области. Награждена Грамотой Министерства просвещения, знаком отличия «За заслуги перед городом Магаданом», памятным знаком «Магадану – 75 лет». Лауреат премии органов местного самоуправления города Магадана «Человек года» за 2010 г., лауреат премии Гретчен Бёрш «Лучший преподаватель-1996». Младшая дочь Веры Ефимовны – Баринова Татьяна Михайловна, доцент кафедры психологии и педагогики начального обучения и дошкольного воспитания Северо-Восточного государственного университета, кандидат педагогических наук. Родилась в Магадане в 1950 г. Читает курс семейной педагогики, занимается вопросами семьи. Её отличает высокий профессионализм и выдающееся трудолюбие, преданность делу и профессии. Внучка Веры Ефимовны — Каранова Виктория Владимировна, проректор института повышения квалификации учителей области, кандидат психологических наук. Родилась в 1972 г. В 1993 г. окончила Международный педагогический университет в г. Магадане (ныне Северо-Восточный государственный университет). Преподавала в родном вузе на кафедре педагогики и психологии начального обучения и дошкольного воспитания. В настоящее время проректор по научно-методической работе Магаданского областного института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров. Председатель правления некоммерческого партнёрства по развитию отношений семьи и гражданского сообщества города «Семейный марафон». Психолог образовательно-воспитательного агентства «АзБукиВеди». Председатель Магаданского регионального отделения Федерации психологов образования России. Член Общественного совета при Магаданской областной Думе. Член Общественной палаты города Магадана. Победитель Всероссийского конкурса «Женщина-лидер. XXI век» (2016). Почётный работник высшего профессионального образования РФ. Почётный работник образования Магаданской области. Список литературы: [95 лет со дня рождения Гоголевой Веры Ефимовны, заслуженного учителя школы РСФСР, почётного гражданина города Магадана, почётного работника образования Магаданской области] // Календарь дат и событий по Магаданской области на 2021 год. — Магадан, 2020. — С. 15-16. Драчкова, В. «Воспитывают примеры окружения» : ко Дню знаний о Вере Гоголевой : [из воспоминания дочерей, внучки и правнучки] / Виктория Драчкова // Вечерний Магадан. — 2020. — 3 сентября (№ 36). — С. 6-7 : фот. Каранова (Баринова) Виктория Владимировна // Образование в Магаданской области : информационно-аналитический вестник. – Магадан, 2008. – Вып. 2 (7). – С. 53–54. Каранова Виктория Владимировна. – Текст : электронный // Психологическая газета. – URL: https://psy.su/persons/100_psihologov_rossii/psy/50331/ (дата обращения: 07.03.2023). Михаил Михайлович Гоголев // Краеведческие портреты / МО ГАУ ДП0 «Институт развития образования и повышения квалификации педагогических кадров. – Магадан : Охотник, 2020. Праскова, М. М. Вера Ефимовна. Наша легенда : [к 95-летию со дня рождения : из воспоминаний Т. М. Бариновой, Е. М. Гоголевой] / Марина Праскова // Магаданская правда. — 2021. — 22 января (№ 3). — С. 18 : фот. 75 лет Елене Михайловне Гоголевой (р. 1946), кандидату филологических наук, доценту] // Календарь дат и событий по Магаданской области на 2021 год. — Магадан, 2020. — С. 89-90.
Удя Давыдовна Ронис (1918-2002),
Родилась 2 января 1918 г. в поселке Сатанове Хмельницкой области. Трудовую деятельность начинала в 1934 г. на Украине воспитателем детского сада. Приехала в Магадан в далеком 1940 году к своему жениху. Выпускница педучилища, устроилась в единственную тогда городскую школу № 1, правда не учительницей младших классов согласно диплому, а пионервожатой. Так началась ее педагогическая поэма на Колыме. Через две недели ей доверили класс, а четыре года спустя назначили завучем.
В 1954 г. была назначена директором-организатором областного института усовершенствования учителей, была одним из организаторов этого института. Параллельно до 1970 г. заведовала кабинетом начальных классов ИУУ. Затем работала в школах города. Автор методических брошюр, посвященных передовому опыту педагогов области. Внесла большой вклад в организацию деятельности сельских и национальных школ Колымы и Чукотки. В течение нескольких созывов была депутатом Магаданского городского Совета народных депутатов. Награждена медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «Ветеран труда», знаками «Отличнику-дальстроевцу», «Отличник народного просвещения РСФСР». Ей присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР», 13 октября 1989 г. – звание «Почетный гражданин города Магадана».
Дети Уди Давыдовны — Давид, Михаил, Галина и их дети — внуки Уди Давыдовны — также снискали уважение, славу и почет на ниве просвещения Магаданской области.
В семье Ронис-Райзман 11 педагогов – историки, литераторы, психологи, учителя начальных классов, иностранного языка, дошкольные работники.
Сын Уди Давыдовны Давид Исумурович Райзман (1941-2020) родился в 1941 г. в Магадане.
С 1967 г. преподавал историю в школах и высших учебных заведениях Магаданской области. В течение более 12 лет был методистом областного института усовершенствования учителей. Более десяти лет работал методистом и заместителем директора магаданских филиалов Современного гуманитарного института, Российского государственного гуманитарного университета, Санкт-Петербургского института экономики и управления, доцентом кафедр педагогики, социального управления и гуманитарных наук в Магаданском международном педагогическом университете и Институте управления и экономики в Магадане. Был ведущим специалистом управления образования мэрии г. Магадана и Магаданского областного краеведческого музея, методистом Детского экологического центра управления образования мэрии г. Магадана, занимался научно-исследовательской работой и подготовкой экспозиций и выставок по истории Колымы. Член-корреспондент Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы (МАНЭБ).
Давид Исумурович являлся членом Союза журналистов СССР и России, активно публиковался в «Магаданской правде», других изданиях Колымы и Чукотки. Автор книг «»Мальдяк» в жизни Королева», «Евгения Гинзбург и ее «Крутой маршрут»» (в соавторстве с братом), «Маска Скорби», «Портрет на рубеже веков», «Иностранцы – невольники Дальстроя». До последних дней жизни собирал материалы, касающиеся судеб северян, ушедших на фронт с Чукотки и Колымы, во многом благодаря ему состоялись Книги Памяти «Вспомним всех поименно».
Давид Семенович удостоен звания «Ветеран труда России», «Заслуженный учитель России», премии органов местного самоуправления города Магадана «Человек года» за 2004 г. в номинации «За значительные успехи в области науки».
Лауреат Всероссийского конкурса авторских программ. Награжден медалями Н. К. Крупской, Н. К. Рериха и др. В 2009 г. награжден знаком отличия «За заслуги перед городом Магаданом».
Сын Уди Давыдовны Михаил Исумурович Райзман (1943-2021) родился в Магадане в 1943 г. Учился в магаданских школах № 1 и 7. После окончания школы в числе 5 абитуриентов из Магадана поступил в престижный Герценовский университет в Ленинграде, окончив его в 1965 году.
До 1978 года преподавал русский язык и литературу в магаданских школах, а вскоре перешел на кафедру литературы педагогического института (ныне СВГУ), где проработал 35 лет, ведя лекции по зарубежной и отечественной литературе.
Тысячи студентов учились у него, защищали курсовые и дипломные работы, доверяя мнению наставника.
В 1990 годы занимался темой сталинских репрессий на Колыме, подготовив по теме более 40 научных трудов, среди которых учебно-методические программы, книги, исследования творчества многих авторов.
Михаил Исумурович – кандидат филологических наук. Написал около 60 научных статей, выпустил четыре книги: «Задержанная литература», «Евгения Гинзбург и ее «Крутой маршрут» (в соавторстве с братом), «Александр Бирюков. Жизнь и творчество», «История русской северо-восточной прозы» (в соавторстве). В 2018 году вышла трехтомная «Антология Крайнего Северо-Востока», ответственным редактором котором стал Михаил Исумурович. Вел рубрику «Рассекреченные архивы» в газете «Магаданская правда». Являлся членом редколлегии альманаха «На Севере Дальнем», редактором журнала «Колымские просторы».
Увлекался шахматами, вел шахматную секцию среди студентов и школьников.
Список литературы:
80 лет со дня рождения Михаила Исумуровича Райзмана, кандидата филологических наук : [биографическая справка] // Календарь дат и событий по Магаданской области на 2023 год / Магаданская областная универсальная научная библиотека имени А. С. Пушкина. — Магадан, 2022. — С. 12-13.
80 лет со дня рождения Райзмана Давида Исумуровича, магаданского историка-краеведа, заслуженного учителя Российской Федерации, члена Союза журналистов России, члена Магаданского областного отделения Союза писателей России // Календарь дат и событий по Магаданской области на 2021 год / Магаданская областная универсальная научная библиотека имени А. С. Пушкина. — Магадан, 2020. — С. 97-99.
Дадашев, И. Уроки жизни Уди Ронис / Игорь Дадашев // Магаданская правда. — 2016. — 4 марта (№ 18). — С. 16 : фот.
Мифтахутдинова, Н. А. Пусть книги друзьями заходят в дома : [о Михаиле Исумуровиче Райзмане] / Наталья Мифтахутдинова // Вечерний Магадан. — 2015. — 24 сентября (№ 39). — С. 5, 21, 29.
Райзман, Д. С. А напоследок я скажу… : педагогическая. поэма Давида Райзмана / Давид Райзман ; записал Игорь Дадашев // Мир Севера. — 2015. — № 5. — С. 46-52 : портр.
100 лет со дня рождения Уди Давыдовны Ронис, отличника народного просвещения РСФСР, заслуженного учителя РСФСР, почетного гражданина города Магадана : [биографическая справка] // Календарь дат и событий по Магаданской области на 2018 год / Магаданская областная универсальная научная библиотека имени А. С. Пушкина. — Магадан, 2017. — С. 33.
Игнатий Афанасьевич Варрен родился в 1891 году в
В 1913 году закончил Петропавловское городское училище и двухгодичные педагогические курсы. Указом камчатского губернатора от 14 июля 1913 года был назначен учителем Ольского туземного приходского начального трёхклассного училища.
Ола к тому времени была отдалённым волостным центром Охотского уезда Камчатской губернии, где школа, по словам бывшего её выпускника А. А. Кочерова, «отдельного помещения не имела, ютилась в доме приезжего начальства». Игнатий Афанасьевич сам провёл работу по набору первых учеников, подготовил школьное помещение. Трудами и стараниями первого учителя-энтузиаста школа вскоре приобрела свое здание и начала полноценную работу по ликвидации безграмотности в посёлке. Первое время эвены, камчадалы и тунгусы неохотно верили чужому человеку. В первый год у него обучались только 12 человек, а в 1915 – 15 учеников.
Юные ольчане изучали чтение, арифметику, письмо, географию, историю. Игнатий Афанасьевич приучал своих воспитанников читать классиков русской литературы и с удовольствием участвовал в народных гуляньях, распевая частушки, отплясывая камаринскую и эвенский национальный танец хэде.
В 1920-е гг. училище переименовали в Ольскую единую трудовую школу первой ступени. Фактическая продолжительность курса обучения составляла четыре года.
С 1913 по 1926 гг. Ольскую школу окончило 39 человек, из них 13 девочек и 26 мальчиков.
Игнатий Афанасьевич был отличным охотником и на деньги, полученные от сдачи пушнины, приобретал для школы оборудование, бумагу, карандаши, ручки – всё, что нужно было для уроков.
За свои заслуги ещё при царской власти был отмечен серебряной медалью «За усердие».
После революции был секретарём первого Ольского ревкома, членом отдела народного образования, членом комиссии по составлению эвенского словаря, заведовал избой-читальней, редактировал газету «Ольская жизнь», входил в состав редколлегии «живой» газеты для молодёжи «Голос тайги». Словом, он был агитатором, пропагандистом, а по большому счету просветителем. Вместе с женой Капитолиной Васильевной Игнатьевой, фельдшером по профессии, первым ольским медиком, Варрен сыграл значительную роль в культурных преобразованиях на Охотском побережье.
В 1925 году на первом съезде эвенов Ольской волости Игнатий Афанасьевич впервые высказал предложение об организации интерната и передвижных школ для кочевников. И действительно в 1928 года на Оле открыли школу-интернат.
В 1928 году Игнатий Афанасьевич впервые выехал в центральные районы страны, чтобы пополнить свои знания. Вернулся переполненный новыми впечатлениями и загруженный наглядными пособиями и разработками.
В 1930 году органы ОГПУ арестовали его за антисоветскую агитацию. Содержали в Хабаровске с 7 октября 1930 года до 12 марта 1931 года. Освободили за недоказанностью улик. После тюрьмы Варрен устроился работать в городской отдел образования в Хабаровске. А через несколько месяцев в 1931 году выехал по договору на Чукотку. Писатель Исаак Гехтман, создавший о нем очерк «Учитель Варрен», опубликованный в 1937 году, записал рассказ о работе в Лоринской школе: «Школой там была чукотская яранга, а учеников приходилось вербовать прямо-таки героическими мерами». В 1934 году вернулся в Ольский район. Но должность учителя в Оле была уже занята. И тогда Игнатий Афанасьевич стал работать в школе-интернате соседнего села Бабарорка.
В 1937 году Игнатия Афанасьевича Варрена, первым среди колымских учителей, утвердили в звании заслуженного учителя школы и направили в командировку в Москву и Ленинград в целях обмена опытом работы в национальных северных школах. Там он встречался с руководителями Наркомата просвещения, в том числе с Н. К. Крупской, побывал на многих стройках столицы, общался с коллегами. 13 декабря 1937 года вернулся домой с желанием по-новому организовать школьную жизнь.
А 10 января 1938 года вновь был арестован и обвинён тройкой НКВД по Дальстрою в контрреволюционной троцкистской агитации, якобы выразившейся в былых связях с эсерами, участии в попытках отторжения Камчатки под протекторат Японии, выполнении заданий японской разведки, оказании активной помощи белобандитам, антисоветской работе среди населения, в том числе школьной молодежи, и приговорен к высшей мере наказания.
27 марта 1938 года Игнатия Афанасьевича расстреляли. Он был реабилитирован 29 марта 1965 года. Но за 10 лет до этого, в 1955 году, магаданский областной прокурор отменил несправедливый приговор. Семья Варрена об этом узнала только через 10 лет.
Имя Варрена носит Ольская центральная библиотека – наследница созданной им избы-читальни.
Сын Варрена Ростислав Игнатьевич погиб во время освобождения Белоруссии в 1944 году. Дочери, Муза и Зоя, продолжили дело отца – стали учительницами.
Список литературы:
Гехтман, И. Е. Учитель Варрен // Золотая Колыма : очерки о прошлом / И. Гехтман . – Магадан, 1958. – С. 29-40.
Праскова, М. М. Просветитель Колымы Игнатий Варрен родился 130 лет назад : [из высказываний директора главной библиотеки Олы Татьяны Нешумовой, воспоминаний ученика Варрена Агапита Кочерова, дочери Зои Игнатьевны] / Марина Праскова // Магаданская правда. — 2021. — 23 июля (№ 28). — С. 17.
Райзман, Д. И. Портрет на рубеже веков : документальная повесть [об ольском учителе Игнатии Варрене] / Давид Райзман. — Магадан, 2008. — 120 с.
Сизова, З. И. Молодость отцов // Время. События. Люди, 1917-1927 : исторические очерки о становлении советской власти на Чукотке и Колыме. – Магадан, 1967. – С. 142-175.
Судьба учителя Варрена / подготовил Саркис Тарутин // Магаданская правда. — 2018. — 5 окт. (№ 77). — С. 17 : портр.
[130 лет со дня рождения Варрена Игнатия Афанасьевича (1891-27.03.1938), камчадала, организатора педагогической и просветительской деятельности среди детей и взрослых Олы] // Календарь дат и событий по Магаданской области на 2021 год / Магаданская областная универсальная научная библиотека имени А. С. Пушкина ; [составители Н. О. Старикова, С. И. Симонова]. — Магадан, 2020. — С. 82-83.
Трагедия Игнатия Варрена. – Текст : электронный // Моя Родина – Магадан. – URL: https:// https://www.kolymastory.ru/glavnaya/istoriya-magadana/portret-na-rubezhe-vekov/tragediya-ignatiya-varrena/ (дата обращения 27.12.2022).