Здоровый образ жизни обучающейся молодежи как один из факторов национальной безопасности

Национальная безопасность – это целый комплекс политических, оборонных, экономических, социальных и духовно-нравственных факторов, определяющих необходимые условия для нормальной жизнедеятельности общества, государства, индивидуумов, надежной защиты от внутренних и внешних угроз. Обязательным и непременным условием эффективной защиты национальных интересов страны является совместная и целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов, граждан страны в области совершенствования физического состояния молодежи и здоровья нации в целом.
В реализации политики национальной безопасности важное место отводится разработке обще-национальной социальной программы, в том числе повышению интеллектуального и производительного потенциала; росту численности и качества населения; современному образованию; развитию отечественной культуры и духов- но-нравственному воспитанию, повсеместному внедрению физкультуры и спорта, поддержанию отечественных ценностей и традиций; противодействию негативным явлениям, нарушениям общественного порядка, коррупции, алкоголизму, наркотизации и стабильности общественных отношений.
Учитывая многопрофильный характер понятия «здоровый образ жизни», можно дать целый ряд его самостоятельных определений. На наш взгляд, это понятие включает в себя прежде всего уровень состояния материальных, культурных и бытовых возможностей человека, его качество жизни в семье и обществе; стиль жизни как удовлетворение социально-психологических интересов, так и увлечений; подготовку морально-патриотическую, физическую и специальную к труду и обороне своей Родины. Все эти категории, как известно, всесторонне способствуют социальному, духовно-нравственному и физическому благополучию обучаемой молодежи, выполнению ею своих профессиональных, общественных и образовательных обязанностей, преодолению негативных явлений в своей жизни и обществе. Можно согласиться и с С.Г. Добротворской, давшей определение образу жизни: «Здоровый образ жизни – это не только способ организации всех сторон жизнедеятельности, направленных на укрепление здоровья и выполнение общепринятых норм и правил образа жизни. Данная категория предусматривает выработку у человека ценностей, приоритетной средой которых является здоровье, формирование осознанного отношения к общественному здоровью, и на этой основе – выбор личностью своего поведения в различных сферах деятельности, позволяющих обеспечить физические, психические и социальные компоненты здоровья».
Проблема здорового образа жизни привлекала внимание на всех этапах развития человеческого общества. На первом этапе большой вклад в ее разработку внесли зарубежные ученые.
В классической социологии и социально-культурной деятельности тема здорового образа жизни основывается на поведенческом подходе. Характерно, что Э. Дюркгейм рассматривает молодежь как группу социального воспроизводства, а здоровый образ жизни если и анализируется, то в связи со становлением неорганического разделения труда. Здоровый образ жизни молодежи в целом он связывает с пониманием общества как законодателя деятельности человека, который оказывает влияние на поведение людей. Следовательно, в процессе передачи опыта, навыков, традиций молодежь усваивает образ жизни старших поколений, является наследником здоровья как социального капитала. Капитализация здорового образа жизни приносит обществу уверенность в будущем, в то время как нездоровый образ жизни, ассоциируемый с социальными патологиями, неизбежно ведет к общественному упадку.
Наиболее масштабный вклад в разработку и социологическую интерпретацию данного феномена внес М. Вебер, для которого здоровый образ жизни является качеством целерационального поведения – поведения современного человека. Исследуя поведенческие факторы, Вебер прямо указывает на взаимосвязь между идеальным типом действия и образом жизни, между поведенческими стратегиями и целями, которые преследует человек. Используя рациональные действия и институциональные ресурсно-функциональные условия, здоровый образ жизни становится возможным в рамках определенной социокультурной парадигмы.
На системном уровне концепция здорового об¬\раза жизни у Т. Парсонса принимает характер адаптации к изменяющейся социальной среде. Модернизация как способ формирования личности современного рационального типа отражает его применение в отношениях с обществом: с одной стороны, обязанностью государства становится сформировать здоровую среду на социетальном уровне; с другой – развивается идея о том, что благодаря ему происходит наиболее успешная интеграция в общество. Подкрепляя эту позицию аргументами, согласно которым человек (индивид) в процессе адаптации действует по определенным групповым схемам, Парсонс считает, что здоровый образ жизни присущ отдельным группам населения, в отличие от образования и профессионализма.
Подобная постановка вопроса приводит к тому, что в работах представителей неклассической науки в понятие «здоровый образ жизни» вкладывается смысл и значение упорядочения фрагментов повседневного бытия. Обращает на себя внимание тот факт, что К. Мангейм, который интересовался проблемами молодежи, подходит к здоровому образу жизни осторожно: здоровый образ жизни он считает производным от состояния образования и культуры: здоровый образ жизни – элементарная форма социального контроля, который может принимать совершенные формы, если речь идет об идеологических влияниях.
Определенный вклад в разработку проблемы здорового образа жизни внесли и наши отечественные исследователи. На важное методологическое исследование обратил внимание П. Сорокин. В изменяющемся мире, подчеркивал он, важным является включение молодежи как группы социального развития в общественную жизнь, т.е. в данном случае образ жизни является индикатором социальной зрелости молодежи, а сам критерий «здоровый/нездоровый» определяется в рамках существующих базисных социальных ценностей, устанавливая отношения к другим людям, выбранным в качестве точки отсчета.
В этих условиях здоровый образ жизни является демонстрацией преимуществ молодежи перед другими группами населения и заявки на творение будущего. Таким образом, здоровый образ жизни молодежи, включившейся в активный общественный процесс на основе субъективного социального выбора, социального поведения, является одной из базисных ценностей.
Различая номинационный, коммуникативный и деятельностно-ориентированный характер этого явления, необходимо подчеркнуть, что в обществе, где действует логика социального различения, здоровый образ жизни играет роль и приобретает сущность символического кода общения. В российской социологической мысли отношение к данной проблеме, если отвлечься от санитарно-гигиенического подхода и трактовки здорового образа жизни как биопсихосоциального единства, исследовано недостаточно.
Экологизм и медикализм влияют на трактовку здорового образа жизни как способа целенаправленной деятельности человека. А.П. Бутенко, Ю.П. Лисицина, В.И. Столярова рассматривают универсализм образа жизни, не рассматривая совокупность существенных черт, характеризующих те или иные способы жизнедеятельности различных групп.
Изучают структуру и динамику ценностных ориентаций студенчества Ю.В. Вишневский, В.Т. Шапко, Б.А. Ручкина, воспринимая здоровый образ жизни как инструмент для достижения жизненных целей, как идеальное состояние, зависимое от конкретных условий жизни. Он вводится в жизненные планы, к примеру.
студентов на уровне установки на «общее состояние» человека, слабо связанное с будущей социальной и профессиональной карьерой.
В работах М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги, А.Г. Здравомыслова здоровый образ жизни рассматривается прежде всего в контексте и в иерархии жизненных целей студенческой молодежи. Студенческая молодежь среднего российского города рассматривается как субкультурный слой молодежи, ориентированный на здоровый образ жизни в качестве досуговой практики и инструмента повышения ресурсоспособности по сравнению с молодежью мегаполисов.
Наш анализ показывает, что студенческая молодежь осуществляет свои социальные ориентации и профессиональные намерения в определенной социальной среде, приобретает свои трудовые навыки, ценностные ориентации в качестве инкорпорированного социального капитала. Здоровый образ жизни выступает важнейшим критерием социального развития молодежи, связан с показателями социального самочувствия, удовлетворенности условиями жизни и оценкой жизненных перспектив, поскольку студенческая молодежь, выступая как группа социального воспроизводства, ориентирована на здоровый образ жизни. В то же время концепции здорового образа жизни как повседневному этому противостоит концепция социального индивида, в которой содержится недооценка образа жизни как фактора, формирующего жизненные стратегии и обеспечивающего социальную ресурсность индивида.
Следовательно, главной проблемой является разрыв между имеющимися прикладными разработками и уровнем социологического анализа. Для того, чтобы разрешить проблемную ситуацию, необходимо рассмотреть здоровый образ жизни как социально-аналитический конструкт, позволяющий выявить общие тенденции, особенности и специфику в социальном поведении в целом и развитии студенческой молодежи в частности.
Пропаганда и, главное, реализация здорового образа жизни в современном российском обществе наталкиваются на немалые трудности, связанные как с финансово-организационными аспектами, так и с отсутствием специальных институтов государства и гражданского общества, инициирующих и внедряющих нормы здорового образа жизни. Проводимые кампании против наркотизации и алкоголизации студенческой молодежи часто носят профилактический характер и используют схему кризисного реагирования вместо того, чтобы определить здоровый образ жизни как мощный фактор социальной интеграции молодого поколения, его включения в созидательную деятельность и межгенерационный диалог, как способ вовлечения молодых людей в активную общественную и экономическую деятельность, как форму самоорганизации в целях реализации государственных и идеологических интересов.
Ориентиры, на которые ранее полагался здоровый образ жизни студенческой молодежи (нравственные, политические, социальные), становятся недостаточно эффективными в связи с тем, что
молодое поколение находится под сильным воздействием пермессивной морали и одновременно вынуждено действовать по логике адаптации к жизненным обстоятельствам. Для молодого поколения престижными стали так называемые рыночные профессии, связанные с умением хорошо зарабатывать. Кроме того, возникла необходимость освободиться от избыточных усилий, определяемых общественной пользой, общественным альтруизмом молодежи. Безусловно, исследовательский интерес представляет студенческая молодежь как субгруппа, ориентированная на социальное воспроизводство, которое основано на образовательном и профессиональном капитале с восходящими социальными ориентациями.
Реально в позициях современной молодежи здоровье и образ жизни разделены. Здоровье трактуется как личностный ресурс, в то время как образ жизни воспринимается как модель усредненного поведения. Для осознания важности этой актуальной проблемы требуется перевод, оценка здорового образа жизни не как определенной моды, а как долговременного общественного тренда, не имеющего альтернативы в иных моделях общественного социального поведения. Российское общество до сих пор не осознало многомерности влияния здорового образа жизни на общественную динамику. Поясняя эту мысль, можно сказать, что поколение молодых россиян, выросшее практически в условиях коммерциализации здоровья, его перевода в плоскость рыночных отношений, стало воспринимать здоровый образ жизни как способ повышения конкурентности.
Социокультурная мысль, фиксируя поворот студенческой молодежи от апатии, равнодушия и группового эгоизма к более активному включению в общественную жизнь, к сожалению, анализирует последствия одобрения или отклонения от здорового образа жизни в поведении молодежи. Сохраняющиеся традиции формирования здоровья в условиях дефицита доступных социальных благ и неразвитости социализационных структур малоэффективны, поэтому остро стоит вопрос, с одной стороны, формирования модели здорового образа жизни, которая могла бы охватить оптимальное количество студенческой молодежи, являясь демократичной, доступной и одновременно социально мобилизующей, а с другой стороны, есть немалые основания считать, что внедрение здорового образа жизни в студенческую среду связано с институционализацией и введением определенных норм, регуляторов и правил повышения в этом места и роли процесса обучения.
Нельзя не учитывать, что демократические преобразования в стране и изменения, вызванные реформированием системы российского образования в сфере довузовского, вузовского и послевузовского обучения, непосредственно касаются и преподавания физической культуры в высшей школе. Приоритетным становится не просто физическое развитие студента и приобретение им различных двигательных умений и навыков, а формирование физической культуры
личности, воспитание потребности в здоровом образе жизни, ориентация на сознательное укрепление здоровья, в том числе и на основе повседневных занятий физическими упражнениями. Перед руководством и профессорско-преподавательским составом любого образовательного учреждения высшего профессионального образования стоит проблема создания в образовательном процессе здоровьесберегающей образовательной среды.
Безусловным императивом в решении вопросов сохранения здоровья будущих поколений должен стать комплекс мероприятий по реализации современных педагогических технологий,
построенных на компетентностно-ориентированном и индивидуально-дифференцированном подходе к процессу обучения и направленных на освоение обучающимися как основ валеологических знаний, так и на формирование здорового образа жизни и воспитание целостной физической культуры личности.
Проблема здоровьесбережения обучающихся стала в настоящее время одной из причин, обусловивших реформу отечественного образования. Неэффективность системы общего образования, снижение качества подготовки во многом были обусловлены перегруженностью и ухудшением состояния здоровья обучающихся. Эта проблема отнюдь не является исключительно российской. Разработка стандартов третьего поколения в компетентностном формате актуализировала проблему отбора базовых (ключевых, универсальных, переносимых) компетентностей. При этом исследователи по-разному решали не только задачи, связанные с понятием «ключевые компетенции», но и задачи, связанные с основаниями их разграничения, классификации. Однако компетенции, связанные с сохранением здоровья, были отмечены практически в каждой из наиболее распространенных классификаций.
Личностно-ориентированная образовательная парадигма, реализуемая через компетентностный подход в Орловском государственном институте искусств и культуры, способствует укреплению физического, психологического и социального здоровья обучающихся, формированию у них ценностей здорового и безопасного образа жизни, а это, в свою очередь, требует от профессорско-преподавательского состава вуза создания у обучающихся устойчивой мотивации на здоровье и обучение их здоровой жизнедеятельности; создания здоровьесберегающей образовательной среды; освоения здоровьесберегающих педагогических технологий; формирования у обучающихся общей культуры и ее неотъемлемой части – духовно-нравственного воспитания, готовности к защите своей Родины.
Важность формирования здорового образа жизни молодежи как наиболее динамично развивающейся социальной группы вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих
негативные сдвиги в состоянии здоровья. Российская молодежь как социально-демографическая и социокультурная группа испытывает определенные риски, связанные с необходимостью решения проблем, вызванных наличием алкоголизма, наркомании и других асоциальных трендов.
Такое положение порождает противоречие между растущей потребностью российского общества в здоровых, социально активных гражданах и наличием проблем в укреплении здоровья, духовно-нравственного воспитания молодежи. Необходимость преодоления этого противоречия в формировании здорового образа жизни молодежи на современном этапе, как показывает наш анализ, всесторонне осознана на государственном уровне. В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2013 году Президент РФ В.В. Путин называл наиболее важные направления в области укрепления здорового образа жизни, подготовки молодежи к труду и защите Родины, которые уже сегодня стали востребованы институтами государства и гражданского общества, вузовской общественностью.

About The Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *