Россия переживает один из непростых исторических периодов в настоящее время. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество — это разрушение личности. Сегодня всё чаще материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности и всё чаще встречающаяся идеология экстремизма и терроризма вызваны общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Подрастающее поколение отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Широкий размах приобрела ориентация подрастающего поколения на атрибуты массовой, в основном западной, культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Экстремизм и его разновидность терроризм продолжают представлять реальную опасность как для международного сообщества, для нашего государства, так и для подрастающего поколения, молодежи.
Недостаток социального опыта, высокая эмоциональность, доверчивость при недостаточности самоконтроля и личной ответственности нередко позволяют делать экстремально настроенных людей, особенно подрастающее поколение, молодежь, заложниками политических и иных сил, которые используют их в своих корыстных целях.
Предлагаем вам познакомиться с предложенной темой через произведения современной отечественной прозы.
Роман Захара Прилепина «Санькя», вышедший в 2006 году, безусловно, оставил значительный след в современной русской литературе. Он неоднократно переиздавался. По нему ставились театральные постановки. Именно это произведение стало «визитной карточкой» Захара Прилепина.
«Санькя» — это история простого провинциального паренька Саши Тишина, который, родись он в другие времена, вполне мог бы стать инженером или рабочим. Но «свинцовая мерзость» современности не дает ему таких шансов, и Сашка вступает в молодежную революционную партию в надежде изменить мир к лучшему.
Санькя (Саша) как чёрт из табакерки врывается в красивую богатую Москву из своей провинциальной грязной и бедной дыры. С лютым остервенением он и его дружки крушат все, прикрывая зависть и беспомощность какими-то политическими мотивами и высокими идеями. Эта молодежь жаждет одного – разрушений. Её силы направлены на месть, на месть за свою убогую жизнь.
Эта книга о политике, о радикалах, и, возможно, будущих террористах. Она о тех, чьих имен мы никогда не узнаем. О тех «славных» азартных парнях, которые превращают митинги в массовые беспорядки без какой-либо особой цели. Автор копнул так глубоко, что, кажется, позволил читателю проникнуть в их душу и полностью понять всю их подноготную. Александр Тишин, главный герой книги, знает, что именно нужно России, куда ей двигаться. Или думает, что знает. И готов помочь родной державе взять верное направление, пожертвовав ради этого всем, вплоть до собственной жизни.
Птицы бывают разные: красивые гордые орлы, маленькие юркие воробышки, пестрые кричащие попугаи и мрачные вороны. Есть птицы высокого полета, а есть робкие запуганные курицы, которые по своей физиологии, как ни пытайся, взлететь не смогут. Писатель, журналист, политический деятель Сергей Шаргунов в романе «Птичий Грипп» перенес эти орнитологические особенности на современные политические реалии: книга посвящена молодежным политическим движениям России. Главный герой романа — социолог Степан — по роду своей деятельности вращается среди лидеров молодежных политических организаций, которые представляются ему птицами.
Но «Птичий Грипп» — роман всё же не столько о политике, сколько о молодых людях, не желающих оставаться в стороне от творящейся на их глазах российской истории. Они полны сил, энергии и безумства молодости. У них есть идеалы и убеждения, которые они готовы отстаивать. Его герои желают участвовать в русской истории. Они взрывают бомбы в кафе, раскидывают листовки у Кремля, штурмуют особняки на Рублевке и колонию в Краснокаменске.
Вот только птичий грипп уже идет по стране, и что станется с ними, когда завершится инкубационный период и болезнь вступит в финальную фазу?
Роман Сенчин «Лед под ногами: Дневник одного провинциала».
Москва… Если ты живешь в столице — жизнь удалась. Только здесь возможны приличные заработки, карьера, известность, счастье. Именно так думает Денис Чашин, который, как и тысячи других провинциалов, приехал сюда, чтобы «зацепиться». Но когда Москва снимает свою парадную маску, начинается совсем другая жизнь…
Денис Чащин приехал в Москву молодой, злой, с выбритыми висками, гитарой, в поношенных джинсах и рваной жилетке. Заряженный амбициозными мечтами – поднять русский рок с колен, собрать группу, стать богатым и знаменитым. И вот прошло девять лет, а Денис редактирует средненький еженедельник «Твой город». Живет в съемной квартирке на Варшавке, имеет счет в Альфа-банке и офис в центре города – на Пятницкой. Работу свою не любит, да и отдыхать от нее тоже, потому что непонятно, чем заполнить длинные выходные. В субботу наводит порядок, ходит за продуктами, щелкает пультом и строит цивилизации на компе, а в воскресенье слоняется по своей крошечной квартирке и уже рад бы выйти в офис.
Но в один прекрасный день все это нарушает внезапно нагрянувший друг детства — Димыч. Чащин рискует потерять своё спокойствие, попав в тот специально забытый и уже такой чужой мир, где есть гражданская позиция, стремление изменить мир, юношеский максимализм.
Ну а дальше начинается выбор героя между сытой и спокойной жизнью в офисе или пьяной на каких-то политических баррикадах. Книга увлекает, книга заставляет думать, ставит хорошие вопросы, но не дает ответы.
Панкратова Т. «Черный квадрат: повесть». Повествование ведется от лица ученицы колледжа. Трагическая история, о которой она поведала читателю, связана с преступными деяниями скинхедов. В повести хорошо показаны особенности их субкультуры, жестокость и ненависть к «инородцам». Двоюродный брат и любимый парень девушки – члены группировки скинхедов. Героиня, не разделяющая их взглядов, безуспешно пытается их образумить, переживая за их судьбу… Но оба парня погибают.
Эти книги стоят того, чтобы их прочитать, чтобы всерьез задуматься над теми вопросами, которые задают авторы, и решить для себя, чем именно Вы готовы пожертвовать ради ответов на них. Стоит ли цель, какой бы высокой она ни была, человеческой жизни?