Семейные истории: Семья Бориса Лесняка и Нины Савоевой

Судьбы Бориса Николаевича Лесняка и Нины Владимировны Савоевой соединились в тяжёлое время на Колыме в годы массовых репрессий.

Борис Николаевич Лесняк родился в Чите в 1917 году. Детство и юность прошли в Маньчжурии, куда его отец, профессиональный таможенник, был направлен в 1923 году на должность контролёра Таможни СССР. В 1933 году семья вернулась в Россию.

Когда Бориса арестовали, он был студентом второго курса 3-го Московского медицинского института. Это произошло в пять утра 1 ноября 1937 года. Борису было двадцать лет. 23 апреля 1938 года ему было объявлено постановление Особого совещания при НКВД СССР – восемь лет исправительно-трудовых лагерей с отбытием срока наказания в Северо-Восточных трудовых лагерях.

На Колыму Борис Лесняк прибыл этапом в июле 1938 года в трюме парохода «Джурма». В разгар промывочного сезона был доставлен на прииск «Верхний Ат-Урях» Северного горнопромышленного управления. До середины 1941 года работал в открытом забое. В своих воспоминаниях он напишет: «Зиму 1939—1940 годов я был уже стопроцентным фитилём-доходягой. Я дошел до последней черты и, как фитиль, догорал».

С началом войны в лагерях создалась острая нехватка медработников, начальство выявило студента-медика Бориса Лесняка. Его положили в больницу, подлечили и сделали фельдшером. Это была его первая самостоятельная медицинская работа.

В феврале 1943 года с «Верхнего Ат-Уряха» врача и двух фельдшеров перевели в больницу Севлага в Беличьей. Там Борис познакомился  с врачом Ниной Савоевой.

Нина Владимировна Савоева родилась в Северной Осетии в 1916 г. в крестьянской семье. Из четырёх сестёр в школу ходила только Нина: её тяга к знаниям превзошла сопротивление отца, называвшего дочь «княгиней». С детства мечтала быть врачом. Блестяще окончив в 1940 году Первый Московский медицинский институт, из четырёх предложенных ей мест работы выбрала Магадан — «город заключённых», как называла его комиссия по распределению молодых врачей. Она приехала в Магадан в… босоножках, имея в «заначке»… отрезы шифона и панбархата – то, о чём мечтала все студенческие годы и на что потратила перед отъездом свои «подъёмные». Выручила подруга, отдавшая ей свою вторую пару валенок. Так начался её двенадцатилетний колымский путь в одной из лагерных зон Сусумана — на прииске имени Чкалова Чай-Урьинского горно-промышленного управления Дальстроя.

То, что она увидела на Колыме, потрясло её. В тяжёлых условиях молодая женщина боролась с неустроенностью быта, произволом лагерной администрации, допустившей антисанитарию, вшивость и переохлаждение людей, массовую дизентерию, высокую травмированность и смертность заключённых.

Позже, летом 1942 года Нина Владимировна работала вблизи Ягодного, в посёлке геологов Беличья, в нём размещалась больница Севлага. Работая до 1945 года главным врачом больницы, она оставалась единственным здесь вольнонаёмным специалистом. Приняла она это учреждение очень запущенным, неустроенным и немедленно приступила к строительству подсобного хозяйства. Уже на следующий год большая теплица добавляла к больничному скудному питанию свежие помидоры, зелёный лук, огурцы. А открытый грунт поставлял морковь, репу, капусту.

Летом под присмотром кого-нибудь из фельдшеров или санитаров выздоравливающие собирали на зиму бруснику, грибы, черемшу. Два человека ловили в реке Дебин рыбу. Не случайно лагерная Колыма называла Нину Владимировну «Мама черная», так как по сути она, заботясь о своих пациентах, относилась к ним, как к своим детям.

В этой больнице и познакомились Борис Лесняк и Нина Савоева.

 

Он стал для неё настоящим помощником, а в 1945 году, освободившись из ИТЛ после 8-летнего срока наказания, он стал вольнонаёмным работником Дальстроя. Рискуя жизнью, они помогали сидельцам Гулага выжить. Они отстаивали права заключённых, за это их прозвали ангелами-спасителями. Среди тех, кого они спасли, были Варлам Шаламов, Евгения Гинзбург.

Через несколько месяцев они зарегистрировали брак в ноябре 1946 года и прожили в согласии 60 лет, до самой смерти Нины Владимировны в возрасте 87 лет.

 

 

Её пытались осудить за «потерю бдительности», то есть за то, что вышла замуж за «врага народа». Чуть ли не приказывали расторгнуть брак, в противном случае она должна была «положить на стол» партийный билет. Она выбрала второй вариант. В 1951 году супруги остались в Магадане, где Нина Владимировна Савоева возглавила больницу Маглага, а Борис Николаевич Лесняк пошел работать в областную больницу.

После реабилитации он получил специальность инженера-химика-технолога, трудился в Магадане на ремонтно-механическом заводе. Получил образование журналиста, сотрудничал с областными газетами, радио и телевидением. Печатался в центральных СМИ и за рубежом. В 1970 году в Магадане вышла его первая книга – юмористический сборник «Ветер из щели». Воспоминания Бориса Николаевича публиковали в альманахах и журналах «На Севере Дальнем», «День поэзии», «Советская библиография», «Ленинградская панорама», «Дальний Восток». Борис Лесняк – автор книг «Мысли без нимба», «Я к вам пришел!», «Перевал «Подумай», воспоминаний о встречах на Колыме с Варламом Шаламовым и Евгенией Гинзбург.

Колыма отпустила их в 1972 году после выхода на пенсию, семья уехала в Москву.

Там Лесняк основал Московский клуб афористов.  В 2003 году Нина Владимировна умерла, а в следующем году ушёл из жизни и Борис Николаевич.

Их единственная дочь Татьяна родилась в Ягодном. В Магадане окончила первую школу, училась в музыкальной, потом работала педагогом. На Севере прожила до 1995 года. Получив учительскую пенсию, уехала «покорять» Москву, работала там в музыкальной школе им. И-С. Баха.

Замуж за Александра Николаевича Симонова Татьяна вышла в Магадане. Одно время он работал на заводе вместе с Б. Н. Лесняком слесарем высшего разряда. А потом окончил заочно юридический и работал судьей. Стал хорошим адвокатом, затем заведовал городской и областной коллегией адвокатов. В 2001 году Александр трагически погиб — разбился на машине.

У Симоновой есть дочь, зять, внук. Дочь Майя пошла по стопам отца, окончила МГУ, стала юристом. Она с мужем живёт в Австралии. В их семье растёт сын Борис, названный в честь знаменитого деда. Благодаря усилиям дочери и внучки и при помощи друзей была несколько лет назад издана книга воспоминаний о родителях.

 

Татьяна Борисовна при поддержке землячества «Северное притяжение» организовывала вечера, посвященные 100-летию со дня рождения родителей.

В 2019 году Татьяна Борисовна приезжала с дочерью в Магадан на 80-летие города.

Список литературы:    

Лесняк, Б. Н. Я к вам пришел / Борис Лесняк. Я выбрала Колыму : архивы памяти / Нина Савоева-Гокинаева . — Москва : Возвращение, 2016. — 354, [4] с. : ил.

Литераторы — узники Севвостлага : документальные очерки / автор-составитель С. И. Сущанский. — Магадан ; Барнаул : Новый формат, 2023. — 244 с. : ил., фот. — (Литературное наследие ; вып. 7).

Праскова, М. М. Ангелы-спасители : кто и почему так называл легендарную Нину Савоеву и Бориса Лесняка : [в Магадане побывала их дочь, композитор Татьяна Симонова,, которая недавно выпустила книгу о родителях] / Марина Праскова // Магаданская правда. — 2019. — 26 июля (№ 56). — С. 17 : фот.

Праскова, М. М. В Москве прошел вечер памяти Нины Савоевой : [к 105-летию со дня рождения легендарного доктора Колымы его организовал актив магаданского землячества «Северное притяжение» : из высказываний исполнительного директора «Северного притяжения» Надежды Папп] / Марина Праскова // Магаданская правда. — 2021. — 3 сентября (№ 34). — С. 17 : фот.

«Я к вам пришел!» : [к 105-летию Бориса Лесняка : из высказываний его дочери Татьяны Борисовны Лесняк; приведен также фрагмент воспоминаний Бориса Лесняка из книги «Я к вам пришел!»] / подготовила Марина Праскова // Магаданская правда. — 2022. — 12 августа (№ 31). — С. 14-15 : фот.

About The Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *