orig-700x996Продолжаем знакомство с книгами из серии «Самокат для родителей».
«Я учусь быть мамой», Лена Никитина. Семья Никитиных за полвека обросла легендами и ярлыками: «педагоги-новаторы», «авторы системы нетрадиционного воспитания», «родители-профессионалы» и пр. Книга Л.А. Никитиной разрушает этот стереотип. Она – словно отчаянная попытка прорваться к живым людям и показать, что все мы – и «знаменитые», и «простые» – равны и интересны друг другу только «выделыванием себя в человека» (Достоевский). Именно этим, по мнению автора, мы и можем быть близки и нужны нашим детям. Рецептов в воспитании не бывает. Главное — следовать общим человеческим принципам. Эта книга не только о детях, но и об отношениях между супругами и вообще о семейной жизни. Помогает осознать, что без трудностей семьи не бывает, но как бы ни было трудно, семья – это одна из высших человеческих ценностей.
Книга включает в себя наиболее полные авторские версии трех изданных ранее книг: «Отчий дом» (1982), «Я учусь быть мамой» (1983 — 1998) и статью «Я учусь быть бабушкой» (2008), подготовленную на основе бесед с Леной Алексеевной.

db4628096a617d9327be1e499ba48153

«Мы, наши дети и внуки», Борис Павлович и Лена Никитины. Ее основу составляют отечественные бестселлеры по семейной педагогике «Правы ли мы» (1963) и «Мы и наши дети» (1979), а также статьи и интервью Никитиных с 1963 по 90-е годы.
В двухтомное издание 2015 года также вошли и новые материалы: интервью с выросшими детьми Никитиных, аналитические статьи и сведения о повседневном быте. Это позволяет несколько более объемно взглянуть на феномен самой знаменитой многодетной семьи России последнего полувека.
Когда в 1959 году у Никитиных родился первый ребенок, они начали вести дневник, куда записывали наблюдения за физическим и психологическим развитием сына. Так они стали делать для всех детей. В 1963 году вышла первая книга Никитиных «Правы ли мы?», вызвавшая много обсуждений, статей, выступлений.
Официальная медицина не приняла методы Никитиных, но к ним за опытом тянулись родители, многие люди помогали им, когда Бориса Павловича уволили с работы, стали появляться те, кто называл себя последователями Никитиных. Поддержка пришла со стороны ученых, кардиохирурга академика Н.М. Амосова, физиолога профессора И.А. Аршавского. Первый написал предисловие к книге «Мы и наши дети», второй — послесловие.
Информации по самым насущным вопросам педиатрии и детской психологии в стране катастрофически не хватало. Книги и статьи Никитиных во многом восполняли это информационное голодание, поскольку содержали множество полезных сведений и прямых советов родителям. А поскольку написаны они были хорошим и понятным языком, то очень скоро стали восприниматься как пособия по родительству и материнству. И, несмотря на то, что выпускались огромными, миллионными тиражами, никогда не залеживались на прилавках. От издания, к изданию они не теряли актуальности: ведь проблемы ухода за малышами, развития и воспитания, отношений отцов и детей — вечны.
Опытом Никитиных заинтересовали за рубежом. Их книги были переведены на 10 языков, были изданы в Германии, Японии и других странах. Всего с 1963 по 2009 год совокупный тираж книг Никитиных превысил 7 миллионов экземпляров.