Книжный обзор по противодействию терроризму «Стоп-экстремизм. Художественная проза»

«Подростковый мир – это мир, теряющий привычное равновесие. Это период, когда подросток переоценивает свои отношения с взрослыми, в первую очередь – с родителями. Когда он переживает неизвестное ему до сих пор по остроте чувство одиночества и неизвестности. Так это устроено: какие-то «истины», какие-то способы взаимодействия с окружающей действительностью подросток должен освоить самостоятельно. Поэтому мы, взрослые, здесь особенно остро нуждаемся в посредниках. Такими посредниками могут быть книги. Они рассказывают о том, о чем мы сами не решаемся говорить с подростками, или о том, о чем подростки по разным причинам не решаются говорить с нами. А книги могли бы рассказать о том, как люди сталкивались с такого рода проблемами, как их решали и какой ценой, что теряли и что приобретали. Быть посредником – одна из важнейших функций подростковой литературы. Тема терроризма вполне логично вписывается в список сложных тем, связанных с подростковым взрослением и со свойственным подростку переживанием мира. Она связана с темой насилия в широком смысле слова, с определением отношения к насилию. Книг, в которых мы могли бы заимствовать язык, способы и материал для разговора с подростками о терроризме, считанное количество. Но они есть. Например, автобиографический рассказ Малалы Юсуфзай «Я – Малала».

Мария Ароштам «Как говорить с детьми о терроризме?».

Книга написана пятнадцатилетней девочкой из Пакистана. Юная пакистанская правозащитница Малала Юсуфзай давно стала символом борьбы за образование для всех детей. В мире, где 57 миллионов детей не ходят в школу, а 250 миллионов малограмотны из-за плохого качества образования, самоотверженная борьба девочки за право получать знания была оценена по достоинству.

Малала родилась в небольшом городе Мингора в долине Сват – области, находившейся под контролем талибов, которые всячески препятствовали образованию девочек. Малала стала вести блог, в котором рассказывала о жизни родного города, о притеснениях талибов и открыто выступала за право девочек учиться. Малала пишет, что для нее важнейшей ценностью было образование. Она хотела учиться, она училась, и она вела блог в Интернете, обращенный к другим пакистанским девочкам и призывающий их учиться. С точки зрения исламских фундаменталистов это прямое нарушение религиозного закона, предписывающего женщине определенное место и функции. И за это Малалу (напомню, пятнадцатилетнюю девочку) приговаривают к смерти.

9 октября 2012 года школьный автобус, в котором ехала Малала, остановили талибы и выстрелили ей в голову. Пуля прошла сквозь ее шею и застряла в плече. Первоначально девочку лечили в Пакистане, однако затем перевели в Великобританию. В госпитале в Бирмингеме она перенесла несколько операций, последней из которых стала операция по возвращению ей слуха.

Малала стала лауреатом целого ряда престижных правозащитных премий и самым юным лауреатом Нобелевской премии мира. Сейчас она живет и учится в Великобритании.

В этой истории, конечно, все противоречит опыту российского подростка: и образ жизни Малалы, и ее стремление ходить в школу, и ее поразительная смелость в противостоянии страшным взрослым мужчинам, и ее непостижимая человеческая зрелость. Тем не менее, это реальная история, она случилась совсем недавно и касается подростка, который живет в мусульманской стране и, между прочим, не называет себя атеистом. То есть эта сложная история и предмет сложного разговора.

 

About The Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *